18+
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Бурхан-Баабай - одно из культовых мест Тункинского района

23:50 19.11.2023 16+
1792
Бурхан-Баабай - одно из культовых мест Тункинского района

В девяти километрах от села Хойтогол и недалеко от курорта «Нилова Пустынь» на левом берегу реки Ехэ-Уһан находится песчаная гора, Сакральное место. Гора с абсолютной отметкой 1076 метров возвышается на 180 м.над руслом реки Ехэ-Уһан. Возраст золовых отложений на вершине и подошве горы примерно 8-10 тыс.лет. На этой горе место обитания или место остановки Шаргай ноёна, почитаемое раньше шаманистами. Здесь шаманы с незапамятных времен проводили свои моления до Октябрьской революции у южного склона, совершали обряд «Тайлаган» - резали лошадей, баранов.

На вершине горы ламы раз в год также проводили «обоо тахилга» - это большое моление заканчивалось большим праздником. Население Тунки, особенно жители сел Туран и Хойтогол очень почитали и даже побаивались хозяина горы, которого называли Шаргай ноёном. В народе бытует двойное название Бурхан Баабай – Шаргай ноён, которое удивляет многих людей, интересующихся стариной, почему же Бурхан-Баабай называется еще и Шаргай ноёном?

Истоки этого названия, вероятно, следует искать в прошлых столетиях (XVI - XVIIвв), когда формировалась бурятская народность, когда четко и активно проявился бурятско-монгольский шаманизм. В конце XVI начале XVII веков в долине Тунки начинают появляться монголоязычные племена, которые бежали от междоусобных войн и феодальных распрей.

Люди, осев на новой родине, восприняли местные культы, особенно хозяев местности, встали под их покровительство, устраивали в их честь обряды жертвоприношения. Монголоязычные племена, уставшие от междоусобиц, хотели мирной жизни, желали разводить скот, вести хозяйство, растить и воспитывать детей. И потому, наверное, в своих фантазиях, шаманисты создали героический образ богатыря, спустившегося с небес для борьбы с иноземными захватчиками. Это был Шаргай ноён, глава западных ханов, который был известен по обе стороны Байкала.

Много шаманско-ламаистских легенд и преданий удалось разузнать о Шаргай ноёне. Старики изображают его сидящим на соловом коне. Вооружен хан луком и стрелами, щит сбоку и сабля. Житель с.Хойтогол Буянтуев Шагдар Нядбатович рассказал нам о том, что Шаргай ноён появился с юга. Долго он летел по небу, охраняя покой народа. Вскоре хан спустился на горячие источники возле горы Шабарта близ села Туран. Умывшись горячей водой, отдохнув, напоив и накормив своих четырех скакунов, Шаргай ноён отправился путешествовать дальше. Долго он искал пристанище.

Покружив над Хойтоголом, хан облюбовал солнечный слон горы, на котором не было никакой растительности. Вокруг шумела тайга, недалеко несла свои шумные и прозрачные воды горная река. Нетерпеливые скакуны Шаргай ноёна спустившись вниз, фыркая и дрожа, искромсали острыми копытами склон горы так, что из-под верхнего слоя земли проступил белый песок. Так появился белый песок, который существует и поныне возле Бурхан Баабай. Шаргай ноён говорят, мог облететь земной шар за один день. Считается, что Шаргай ноён защищает Тункинскую долину с западной стороны, тогда как Буха ноён с восточной стороны.

В начале XVII века в Бурятии начинает распространяться буддизм, разворачивается строительство дацанов, дуганов, появляются ламы. Ламаизм пропагандировал свои духовные ценности и традиции, оказывал влияние не только на развитие культуры, но и на образ и характер жизни. Шаманские представления, обычаи и обряды ассимилировались и подстраивались под ламаистские. Ламы старались вытравить культ шаманизма, отговаривали людей поклоняться тем или иным божествам. Таким образом, ламы обратили в свою веру Буха ноёна, назвали Ринчин – ханом. Вероятно, также они поступили и с Шаргай ноёном, переименовав его в Бурхан Баабай. Итак, Шаргай ноён по воле ламаистов наречен в Бурхан Баабай.

А теперь обратимся к историческим фактам. В 1918г. рассказывает Буянтуев Ш.Н. в Тункинский район прибыл Лхарамба-багша Дарма-Лочин из Тибета. В Кырен был отправлен управляющий Шултэмэй хубараг, который и привез Лхарамба-багша. Большой гость остановился в местности Шулуушка в доме Жолтоя Шаглуу. Верующие Хойтогола обратились к высокому гостю с просьбой разрешить такой вопрос:

«Где лучше совершать религиозные обряды, в местности Тайлгата, где собирались раньше или на Бурхан Баабай?» Лхарамба-багша проспал три дня и три ночи. Встав, он сказал следующее:

«Долго я искал Бурхан Баабай, но не нашел на этой земле. Душа моя вознеслась еще выше, во Вселенную. И там я увидел ослепительный красоты Дворец Бурхан Баабая, который не пустил в свои покои. Выслушав меня, он разрешил молиться на его месте и повелел построить сооружение (Жалсан ургэл), высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Бурхан Баабай повелел заложить туда 9 наименований ткани, 9 наименований драгоценных камней, 9 наименований драгоценного металла».

Так и было сделано. На другой день у ставки Бурхан Баабай – Шаргай ноёна Лхарамба-багша провел молебен. Собралось все население из Турана и Хойтогола. Пришли дети, женщины, люди молились на коленях, просили здоровья, добра, благополучия своим детям и внукам.

Пришли шаманы, среди них был Зодбоев Базар (Тунтэгэр бөө)- Белый шаман. Также среди них была женщина-шаманка (одигон) Пиздухани Гомбын теэби. Она, ничего не ответив, взяла шаманские атрибуты и уехала в село Монды (той же осенью она умерла). Шаманские атрибуты были собраны в кучу в местности Нарһан Болдог, восточнее на южном берегу р.Тунка. Куча получилась большой. Лхарамба-багша объяснил, что, когда он начнет читать молитву, с неба должна упасть искра на кучу, которую люди должны были сжечь. Как велел Лхарамба – багша так и сделали. По рассказам старожилов известно, что все шаманы ушли вниз по Тункинской долине от местности Бурхан Баабай – Шаргай Ноён и не могут на этой территории больше проводить шаманские обряды. С этого времени считалось, что господствует ламаистская вера, о шаманах не может быть и речи. Этого закона верующие придерживаются очень строго и по сей день.

В 1922г. был воздвигнут Жалсан - «символ победы буддийского учения» ургэл. При установке Жалсан-ургэл молебен проводили очень почетные ламы – Ганжарбын гэгээн (единственный со званием «гэгээн» в Бурятии), Тунхэн-багша (Хамба лама) Кыренского дацана, Шойжоншо ламбагай (Буянтуев Сэрээтэр). В это время ламы из Турана попросили Лхарамба-багша составить обрядники, посвященные Шаргай ноёну (Шаргай ноёндо зальбарилын тахил), Лхарамба-багша составляя обрядники, увидел Шаргай ноёна на соловом коне с луком, стрелами, с саблей в руках.

Исходя из данных обрядника, тункинские ламы сделали его атрибуты (зэвсэг) и объявили Шаргай ноёна ламаистским сахюусаном, который прежде был шаманистским хозяином горы.

В 1923г. в Тунку приехал художник Хангалов, учившийся в то время в Ленинграде. Остановился в Койморах. Ламы обратились к нему с просьбой нарисовать изображения бурханов. Для этого в Шумак (Булюта Гол) был отправлен житель Хойтогола Шагдуров Базар, который на лошадях привез 4 плоских мягких камня (Булюу шулуун), на них художник должен был изображать бурханов. Чойжонши-лама Буянтуев Сэрээтэр (1873-1924гг) прочитал священное писание, которое сочинил Лхарамба-багша в свой приезд в Тунку. В священной книге, посвященной Шаргай ноёну под названием «Богослуживое освящение», были подробные его описания (лицо, одежда, снаряжения, кони и т.д), портреты 4 бурханов.

Художник выполнил просьбу, сделал изображение (хурэг) Шаргай ноёна – Бурхан Баабай за 50 рублей серебром (саган мунгэн) и 40 пудов хлеба, муки. На плоском камне был изображен человек с грозным обликом на соловом коне с луком и стрелами. Божественный образ «Хан Шаргай Ноёна» - это изображение приводило людей в трепет. Поэтому представители Кыренского дацана Шаргай Ноёну дали статус Святого Бога всех бурят. А рисунок на камне существовал до 1937 года.

Интерес вызывает тот факт, что по описанию священной книги, Бурхан Бабаай был лицом похож на русского. Может в этом факте отразилась та весьма интересная, сложная и противоречивая религиозная ситуация – наличие трех религий – шаманизма, ламаизма, православия в конце XIX - начале XX веков в Бурятии? Так какие же функции выполнял Бурхан Баабай?

Главная функция – военная защита бурят от врагов. После установления русско-монгольской границы, когда прекратились набеги монгольских феодалов, у бурят не стало ратных дел. Эта функция постепенно стала забываться. Но, в годы I и II мировых войн воинственный образ Шаргай ноёна был возрожден.

Буряты, мобилизованные на войну и их семьи, приносили жертвоприношения своему покровителю. И сейчас молодые люди, призванные для прохождения воинской службы, совершают молебен на Бурхан Баабай, прося, чтобы их покровитель не оставил в беде, оберегал от различных неприятностей. Песок с горы считался оберегом, зашивался в маленький мешочек и находился всегда при теле, выше пояса.

Воины-хойтогольцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, рассказывают о том, что в критических ситуациях им являлось видение вооруженного Бурхан Баабай, который сидел на соловом коне и указывал где спрятаться, где пригнуться, где стрелять, а где бежать. Многие бывшие фронтовики горячо уверяют, что Бурхан Баабай спас им жизнь. (Случай Манзаровым Жигжит Иригзиновичем, Дымшеевым Сэндэ-Аюша Банжуровичем).

Шаргай ноёну приписывается и лечебная функция. Мешочек с песком над дверью может встретить почти в любом доме района. Считается, что он отгоняет нечистую силу, злых духов от дома.

Культовое место Бурхан Баабай определено в зону обслуживания посетителей, в зону познавательного туризма. Жители Тункинской долины и весь бурятский народ свято чтят Бурхан-Баабай Шаргай ноён, как покровителя всей Земли и Вселенной. По обычаю богослужение в этом святом месте проводят только люди мужского пола с наследственным правом от известных родов и племен в прошлом. Здесь же расписаны запреты, которые призваны оберегать существующие природные комплексы и позволит человеку развиваться в содружестве с природой.

Культовое место Бурхан Баабай признано уникальным историческим, религиозным, культурным памятником в Национальном парке «Тункинский». В 2003г. построена ступа Намжал, посвященная подвигам Будды. Намжал – в переводе с тибетского означает Победу над демоном смерти. Поклонение этой ступе приносит здоровье, долголетие.

Составители: Е.Н.Хусаева,

Г.Д.Паданова

Е.Л.Шобонова

Фото: медиаволонтеры Русское географическое общество

Оставить сообщение