18+
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

К 100-летию Тункинского района

01:07 24.12.2023 16+
1505
К 100-летию Тункинского района

В 1923г. в Тунку приехал художник Хангалов, учившийся в то время в Ленинграде. Остановился в Койморах. Ламы обратились к нему с просьбой нарисовать изображения бурханов. Для этого в Шумак (Булюта Гол) был отправлен житель Хойтогола Шагдуров Базар, который на лошадях привез 4 плоских мягких камня (Булюу шулуун), на них художник должен был изображать бурханов. Чойжонши-лама Буянтуев Сэрээтэр (1873-1924гг) прочитал священное писание, которое сочинил Лхарамба-багша в свой приезд в Тунку. В священной книге, посвященной Шаргай ноёну под названием «Богослуживое освящение», были подробные его описания (лицо, одежда, снаряжения, кони и т.д), портреты 4 бурханов.

Художник выполнил просьбу, сделал изображение (хурэг) Шаргай ноёна – Бурхан Баабай за 50 рублей серебром (саган мунгэн) и 40 пудов хлеба, муки. На плоском камне был изображен человек с грозным обликом на соловом коне с луком и стрелами. Божественный образ «Хан Шаргай Ноёна» - это изображение приводило людей в трепет. Поэтому представители Кыренского дацана Шаргай Ноёну дали статус Святого Бога всех бурят. А рисунок на камне существовал до 1937 года.

Интерес вызывает тот факт, что по описанию священной книги, Бурхан Баабай был лицом похож на русского. Может в этом факте отразилась та весьма интересная, сложная и противоречивая религиозная ситуация – наличие трех религий – шаманизма, ламаизма, православия в конце XIX - начале XX веков в Бурятии? Так какие же функции выполнял Бурхан Баабай?

Главная функция – военная защита бурят от врагов. После установления русско-монгольской границы, когда прекратились набеги монгольских феодалов, у бурят не стало ратных дел. Эта функция постепенно стала забываться. Но, в годы I и II мировых войн воинственный образ Шаргай ноёна был возрожден.

Буряты, мобилизованные на войну и их семьи, приносили жертвоприношения своему покровителю. И сейчас молодые люди, призванные для прохождения воинской службы, совершают молебен на Бурхан Баабай, прося, чтобы их покровитель не оставил в беде, оберегал от различных неприятностей. Песок с горы считался оберегом, зашивался в маленький мешочек и находился всегда при теле, выше пояса.

Воины-хойтогольцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, рассказывают о том, что в критических ситуациях им являлось видение вооруженного Бурхан Баабай, который сидел на соловом коне и указывал где спрятаться, где пригнуться, где стрелять, а где бежать. Многие бывшие фронтовики горячо уверяют, что Бурхан Баабай спас им жизнь. (Случай Манзаровым Жигжит Иригзиновичем, Дымшеевым Сэндэ-Аюша Банжуровичем).

Культовое место Бурхан Баабай признано уникальным историческим, религиозным, культурным памятником в Национальном парке «Тункинский», https://tunkapark.ru/objects/kultovoe-mesto-burkhan-b..

Фото: медиаволонтер РГО Влада Волкова

Оставить сообщение